Сначала — информация для штурмана. Мы выезжаем из Екатеринбурга по Серовскому тракту и мчимся, наслаждаясь окружающими пейзажами. Кстати, вдоль тракта очень любят прятаться экипажи ДПС. Но их радары, как правило, настроены на скорость, на 20 км/ч превышающую разрешенную. Поэтому если вы уверены в себе и своем автомобиле — держите около 110 км/ч, но будьте внимательны: трасса изобилует поворотами и перепадами высот, и есть участки, где висят знаки «70».
Подъезжаем к Невьянску (71 – 72 км от выезда из Екатеринбурга). Если вы не планируете посетить его по пути, то уходите влево на мост, т.е., по сути, продолжайте двигаться по Серовскому тракту. Слева вдали виден город Кировград, справа вблизи — собственно Невьянск с его знаменитой наклонной башней и восстановленным из руин Спасо-Преображенским собором.
Через 30 – 35 километров вы проедете стационарный пост ГАИ — правда, «сотрудники» там дежурят нечасто. Почти сразу (1 км) за постом дорога раздваивается: Серовский тракт уходит влево, а правое ответвление ведет сквозь большое село Николо-Павловское в поселок Старатель и Нижний Тагил. Собственно, Старатель — это часть города. Именно здесь проводятся выставки вооружений «Урал Экспо Армс», на которые съезжаются и арабские шейхи, и натовские генералы. И раз уж заговорили об оружии, то отмечу — в Тагиле на (не смейтесь) «Уралвагонзаводе» собираются танки Т-90. А в войну здесь делали «тридцатьчетверки» — одна из них стоит на постаменте перед центральной проходной «Вагонки». А слева от этой проходной находится музей бронетанковой техники.
С Серовского тракта поворот на Тагил тоже есть: отсюда вы въедете в город по Черноисточинскому шоссе через район, официально называемый Гальяно-Горбуновским жилым массивом, а в народе — просто Гальянкой.
Какой путь выбрать? В принципе, любой. Но если в Тагиле ваша цель — Лисья гора, краеведческий музей, парк Бондина, цирк, то, на мой взгляд, удобнее заезжать именно через Гальянку. Если едете в музей бронетанковой техники на «Уралвагонзавод» — через Старатель. Отсюда же ближе до железнодорожного и автобусного вокзалов. Ну, а самый центр города (это где Драмтеатр) равноудален от обоих описанных въездов.
Но вот мы по той или иной дороге попали в город — давайте же по нему прогуляемся.
Еще приближаясь к Тагилу, вы увидите на горизонте дым, а затем и извергающие этот дым трубы. Уже упоминавшийся мною «Уралвагонзавод» или, в народе, «Вагонка» — второе по величине промпредприятие Тагила. А первое — это НТМК, Нижнетагильский Металлургический Комбинат. Гигант из гигантов. Из-за него в городе порою трудно дышать... и на этом месте на меня наваливаются воспоминания детства...
Дело в том, что я родился и вырос в маленьком городе Верхняя Салда в сорока километрах к северу от Нижнего Тагила. А в Тагиле есть цирк, и нас, школьников, частенько возили в него на представления. Наш салдинский завод, ВСМПО, выделял под это дело автобус, и мы ехали всем классом — интересно, весело, увлекательно. Подъезжаем к Тагилу — все небо закрыто разноцветными дымами. Въезжаем в город — впору затыкать нос, т.к. гарью и всякой химией воняет немилосердно. Минут через десять, правда, привыкаешь — местные-то, вон, вообще ничего не чувствовали. А потом — цирк, львы, кони, клоуны, мороженое и сладкая вата. Обратно возвращались уже затемно. А дорога в Салду идет через Вагонку, и ее пересекает вечно разбитый выезд с завода на полигон. И если везло (а везло почти каждый раз), то мы видели танки: в темноте они шли на полигон, и автобус останавливался, чтобы пропустить их...
А в годы Перестройки Тагил дымить перестал — заводы встали. И, помнится, улучшение экологии тогда никого не радовало, потому что дышать стало легче, но кушать стало нечего. То же было и в Салде, и во всех прочих городах Урала — до Перестройки они почти все работали на оборону. Потом, слава Богу, ситуация стала меняться, заводы поднялись. Но дыму теперь в Тагиле меньше — о чистоте выбросов заботятся, к счастью, больше, чем в Советском Союзе. А посему перейдем от промышленности к природе!
Тагил, как и любой другой город Урала, расположен вокруг пруда. И пруд тагильский воистину прекрасен! Обожаю фотографировать его в разное время года, в разных местах и при разной погоде.
Над прудом (и городом) доминирует Лисья гора со старинной (XIX век) башней на вершине. Кто-то называет ее часовней, но это именно башня. И построили ее для наблюдения за городом с целью обнаружения пожаров, ведь с Лисьей горы Тагил просматривается практически полностью.
Сам Тагил — это заводы, современная застройка и исторический центр со старинными домами, скверами и театром.
Перед театром установлен памятник отцу и сыну Черепановым (некоторые ошибочно считают их братьями) — тагильчанам, построившим первый русский паровоз. А еще в Тагиле жил изобретатель велосипеда — Артамонов.
Раз упомянул театр, нужно сказать и о цирке. Впрочем, выше я уже написал, что в Тагиле он есть. Я не был в нем с детства и не помню, каков цирк внутри. А снаружи перед ним устроен красивый сквер с фонтанами, из которого открывается потрясающий вид на пруд, Лисью гору и музей-завод.
Вот, пожалуй, и все. Про историю города я решил не рассказывать, ибо кому интересно — найдут в интернете и сами. Отмечу только, что основан был Нижний Тагил в 1721 году — на пару лет раньше Екатеринбурга.