Собственники жилья должны знать, за что платят
Депутат горДумы Геннадий Упоров имеет немалый опыт муниципального управления, много лет был председателем местного представительного органа власти. На сегодняшний день он ведет активную работу в комиссии по развитию предпринимательской деятельности, муниципальной собственности, градостроительству и землепользованию. Мы побеседовали с депутатом о проблемах, которые существуют в коммунальной и торговой сферах Нижнего Тагила.
- Российское правительство активно обсуждает тему тарифов на общедомовое потребление. Как этот вопрос решается в Нижнем Тагиле?
- Выросло число обращений граждан, связанных с начислениями за общедомовые услуги и появлением в квитанциях платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентной системе. Что касается последнего, то с 1 января 2013 года в связи с принятием постановления РЭК Свердловской области №198 произошло разделение тарифа на горячую воду на два компонента: стоимость холодной воды и тепловой энергии на ее подогрев. Таким образом, если в 2012 году мы оплачивали за горячую воду по тарифу, состоящему из одного компонента, то в 2013 году в квитанции появились две строчки за горячее водоснабжение. Однако правительство своевременно не внесло изменения в правила предоставления коммунальных услуг населению. В законодательстве образовался пробел, которым воспользовались управляющие компании для того, чтобы «законно» увеличить платежи. Сегодня из-за таких «накруток» многие тагильчане вынуждены платить больше за оказание коммунальных услуг. Считаю, что преступно наживаться таким образом на жильцах. Судя по всему, появление подобных постановлений лоббируют ресурсоснабжающие организации.
Что касается начислений на общедомовые нужды, то не так давно губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев поручал кабинету министров проанализировать ситуацию с коммунальными платежами во всех муниципалитетах региона. Ведь как заявлял президент России Владимир Путин, коммунальные платежи в стране в среднем не должны увеличиваться более чем на шесть процентов в год, но при этом в отдельных территориях рост превысил 200 процентов.
Коснулись увеличения платежей и Нижнего Тагила. Считаю, что жители должны иметь полную информацию о том, за что они платят, а работа управляющих компаний должна быть более прозрачной.
Кстати, руководством Курганской области приостановлено применение нормативов на общедомовые нужды. Таким образом курганцам дали время на то, чтобы выполнить федеральный закон об энергосбережении и установить общедомовые счетчики. Это разумно, и нам следовало бы применять такие же меры. В связи с этим депутаты горДумы, скорее всего, направят соответствующее обращение в областное правительство.
- В администрации города давно говорят о создании муниципальной управляющей компании. Будет ли она эффективна, по вашему мнению?
- Создать в Нижнем Тагиле муниципальную управляющую компанию, которая бы занималась тем жилым фондом, который не хотят брать на баланс частные УК,- это, безусловно, хорошая идея. Ведь еще не так давно вся коммуналка в городе была в руках муниципалитета и достаточно эффективно работала. Жители города должны понять, что они работодатели и нанимают управляющую компанию. У нас же управляющие компании начинают наглеть и действовать в своих интересах, а не в интересах жильцов. Муниципальная УК будет подконтрольна администрации города, и у жителей появится возможность вступить в нее. В перспективе она составит конкуренцию тем организациям, где возникают претензии к качеству обслуживания жилья.
- Продолжая тему контрольных функций, интересно узнать о работе административных комиссий. В Екатеринбурге вводится служба «квартальных», у нас полномочия по наложению штрафов за несанкционированную торговлю, свалки во дворах, незаконные парковки, в том числе, есть в каждом районе и у административных комиссий. Результаты их работы пока неочевидны.
- Административные комиссии были введены по инициативе депутатов прошлого созыва. К сожалению, у нас много торговых точек, сотрудники которых не убирают прилегающую территорию. Руководителей таких объектов, на мой взгляд, следует наказывать рублем. Работа административных комиссий показала, что для достижения результата необходимо вводить в городе «квартальных». Это люди, которые будут отвечать за соблюдение правил благоустройства в каждом отдельно взятом квартале. Небольшая территория, за которой они закреплены, позволит квартальным качественно выполнять свою работу, а значит, порядка станет больше.
- Комиссия по предпринимательской деятельности, в которой вы работаете, создала группу по поддержке местных товаропроизводителей. Как можно бороться с засилием торговых сетей в городе?
- У нас не так много местных товаропроизводителей, поэтому их следует поддерживать. Так сложилось, что в Нижнем Тагиле многие сетевые торговые компании расположены в центре города, что неправильно. Это, в первую очередь, увеличивает транспортную нагрузку из-за движения фур с товаром. К примеру, в странах Европы крупные супермаркеты расположены за чертой города.
К тому же сетевики противятся приходу на их прилавки местных производителей в виду того, что у крупных компаний есть договоренности с собственными поставщиками. У нас складывается ситуация, когда малому и среднему бизнесу в городе стало тяжело развиваться. Небольшие торговые точки не в состоянии бороться с крупными компаниями. А ведь когда-то в Нижнем Тагиле производилось в сутки до 90 тонн хлеба, наш хлебозавод вполне мог бы обеспечить хлебом весь город.
Рабочая группа депутатов будет решать эти вопросы. Во-первых, недопустимо, чтобы большегрузы разбивали тагильские дороги, нужно искать альтернативные способы доставки товаров. Во-вторых, сетевики должны обеспечить вход на рынок местных товаропроизводителей.
- Вопрос эффективного использования муниципального имущества обсуждался на последнем заседании Думы. Непонятен, например, статус защитных сооружений, которые существуют в Нижнем Тагиле. Какая работа ведется в этом направлении?
- Вопрос по использованию защитных сооружений в Нижнем Тагиле стоит давно, но до сих пор не определен вид их собственности. С одной стороны, они состоят на учете в ГУ МЧС России по Свердловской области, однако в государственном реестре собственности их нет. По закону эти сооружения находятся в общедолевой собственности жильцов. В результате происходит самовольное, либо с разрешения управляющей компании использование помещений для торговли. В этом случае непонятно, куда идут деньги за их аренду. Однозначно, что они минуют городскую казну. По идее средства от использования данных объектов должны направляться на лицевой счет дома. В этой сфере еще предстоит навести порядок.
- На заседаниях Думы вы не раз поднимали проблему «перенаселения» тагильских кладбищ и их санитарного состояния. Выделены ли деньги для того, чтобы как-то решить этот вопрос?
- На последнем заседании горДумы прошла корректировка бюджета. Вследствие внутреннего перераспределения средств с такой статьи, как развитие кладбищ, было снято 13 млн. рублей. Напомню, что около четырех лет назад кладбища Нижнего Тагила закрывали на некоторое время из-за того, что они уже не соответствовали необходимым требованиям, особенно это касается Дзержинского района. Единственное кладбище, которое соответствует нормам, находится на Старателе. Я был инициатором начала работы по подготовке проектно-сметной документации нового кладбища в направлении реки Исы, площадь которого составила бы 38 га. Вся проектная документация была выполнена еще в 2005 году, однако на реализацию проекта деньги до сих пор найти не удалось. Леса в том месте относятся к Гослесфонду, но соответствующее разрешение на их использование при желании получить можно. Прошлым руководством города зачем-то предпринимались попытки найти другое место для кладбища, но ничего подходящего так и не нашлось. Кстати, на Думе прошла еще одна корректировка: 83 млн. рублей направлены дополнительно на строительство Верхневыйского гидроузла. На мой взгляд, часть этих средств рациональнее направить на реконструкцию кладбища «Пихтовые горы».
Владимир ПАХОМЕНКО.
Фото Сергея КАЗАНЦЕВА.