Во многом успеху нашего предприятия (путешествия по Уралу и Сибири с малыми средствами) мы обязаны состоянием дорог в этом регионе и чёткой бесперебойной работе транспорта. Привычно отдавая своё тело в лоно какой-нибудь Газели, мы по первости настраивались на обычную дорожную тошниловку. Не тут-то было! Дорожки лились чудно, равномерно, машинки бежали быстро – не ниже 80, нигде не спотыкаясь. И это в самые что ни на есть захолустья: в посёлок Висим, что в 60 км. от Нижнего Тагила, мы доехали с ветерком, в Богом забытый Ирбит – дорожка ни сучка, ни задоринки. Нет, это вам не Россия – Азия.
Дураки…
С ними сложнее. Люди в этих местах отличаются некоторой угрюмостью, но вовсе не придурковатостью. Недюжинная смекалка нужна хотя бы для того, чтобы совмещать местное и московское время, отстающее на два часа. Причем поезда и электрички ходят по Москве, а автобусы, естественно, по местному. Если хочешь прокатиться на двух видах транспорта, надо изрядно поломать голову. В холлах некоторых гостиниц висят часы, показывающие московское время, программа «Время» идёт в 21.00, а не в 23.00 (по местному). Как у них шизофрения не развивается, не знаю. Теперь о грустном. Я всегда в поездках стараюсь фотографировать людей. Понятно, что снимки получаются качественными через два на третий, что не всегда успеваешь вытащить фотик, да и неловко как-то. Здесь я долго не могла понять, чего же мне не хватает, и к середине путешествия дошло: мне не хочется фотографировать людей. Может быть, виновата зима, закрывающая человека от внешнего мира в дублёнки, треухи, шубы. Не останавливался взгляд, не цеплялся: лица, фактура, походка, осанка – мимо, мимо, мимо. Очень много спитых лиц, особенно в Тагиле, но и в Средней России их не меньше, а фотографировать хочется. Да, ещё их просто нет, людей-то! Плотность населения настолько низка, что подчас кажется, ты на том свете (кстати, это ощущение возникало довольно часто). В крупных городах только в центре есть какая-то жизнь, чуть отойди – в Тагиле через Тагилку, Тобольске через Абрамку, Каменске – Каменку – и всё… Пусто. В русских деревнях какой-нибудь Тверской или Костромской области пустота другая – не дикая. А здесь – мощные ворота, двух-трёхконьковые «сплошные» крыши и ни звука. Собак, шавок, котов пугающе мало - никто не облает вас по пути, не привяжется банным листом, не попытается в праведном гневе укусить за ляжку.
Нет, это вам не дома.
Нижний Тагил произвёл на меня сильное впечатление. Это город, в котором нет белого снега – он покрыт чёрной, серой, синей, оранжевой копотью. При подъеме на Лисью гору (безусловно, Лысую, по сути) перед твоим взором открываются врата ада: дым из множества труб, горящие огни – многоликое марево покрывают небо Тагила сплошным слоем.